4. Знаки особых предписаний. Информационные знаки | ПОУ "Веневский СТК РО ООГО "ДОСААФ России" Тульской области"
301320, Тульская область, г. Венев, ул. Льва Толстого, д.7
+7(48745)2-47-21, +7(910)943-74-92 venevdosaaf@mail.ru

4. Знаки особых предписаний. Информационные знаки

До 2006 года знаки особых предписаний и информационные знаки входили в одну группу и носили название информационно-указательных. Теперь они разделены в соответствии со своим назначением. Внешне практически все знаки выполнены в форме квадрата или прямоугольника и содержат белое изображение на синем фоне. Сочетания цветов на других знаков служат источником дополнительной информации об особенностях движения.

Знаки особых предписаний

5.1. Автомагистраль.
5.2. Конец автомагистрали.

Автомагистралью называют благоустроенную дорогу, предназначенную для беспрепятственного высокоскоростного движения. По такой дороге можно двигаться с более высокой скоростью. Въезд на автомагистраль обозначают знаком 5.1., а выезд с нее – знаком 5.2.

5.3. Дорога для автомобилей.
5.4. Конец дороги для автомобилей.

Дорога для автомобилей несколько уступает по степени благоустройства автомагистрали. Кроме скоростного режима на ней действуют те же специальные правила движения, что и на автомагистрали.

Большинство дорог России не обозначается знаками 5.1. или 5.3.

5.5. Дорога с односторонним движением.
5.6. Конец дороги с односторонним движением.

На дороге с односторонним движением отсутствуют встречные транспортные средства. Знак 5.6. всегда ставится перед перекрестком. Миновав его, водитель въезжает на участок дороги с двусторонним движением. По умолчанию считается, что дорога, на которой отсутствует знак 5.5. является дорогой с двусторонним движением.

5.7.1., 5.7.2. Выезд на дорогу с односторонним движением.

Знаки помогают водителю сориентироваться перед выездом на дорогу с односторонним движением и указывают направление движения по ней. Они не являются предписывающими и не обязывают двигаться в направлении стрелки. Исходя из собственных нужд, водитель может проехать перекресток по прямой траектории или развернуться. Таким образом, на стандартном перекрестке знаки «Выезд на дорогу с односторонним движением» позволяют ехать в трех направлениях из четырех возможных.

5.8. Реверсивное движение.
5.9. Конец реверсивного движения.

При реверсивном движении одни и те же средние полосы проезжей части могут использоваться для езды как в прямом, так и обратном направлении. Направление движения зависит от интенсивности транспортного потока. Таким образом, повышается пропускная способность дороги и сокращается количество пробок и заторов. Реверсивные полосы обозначаются при помощи дорожной разметки и специальных светофоров. Именно они разрешают или запрещают движение в действующий момент времени в определенном направлении по реверсивной полосе.

Знаками 5.8. и 5.9. обозначаются границы участка, на котором возможно реверсивное движение. В конкретной обстановке следует руководствоваться, прежде всего, сигналами светофоров, а не знаками.

5.10. Выезд на дорогу с реверсивным движением.

Правила поворота на дорогу с реверсивным движением отличаются от обычных правил поворота. Их основная цель – исключить ситуацию, когда водитель может оказаться на реверсивной полосе в то время, как движение по ней идет во встречном направлении. Знак 5.10. запрещает проезд в прямом направлении и разворот на перекрестке.

5.11.1. Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств.

Знак обозначает дорогу с односторонним движением, по которой проложен маршрут автобуса или троллейбуса. Для возвращения общественных ТС к начальной точке маршрута выделяется отдельная полоса у левого края проезжей части. Обычные ТС не должны занимать эту полосу. По остальным полосам двигаться можно только в одном направлении.

5.11.2. Дорога с полосой для движения велосипедистов.

По такой полосе для велосипедистов можно двигаться мопедам, в отличии от велосипедной и велопешеходной дорожек, изолированных от дороги.

5.12.1. Конец дороги с полосой для маршрутных транспортных средств.
5.12.2. Конец дороги с полосой для велосипедистов.

Эти знаки устанавливаются перед перекрестком и действуют аналогично знаку  «Конец дороги с односторонним движением».

5.13.1., 5.13.2. Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств.

Эти знаки устанавливаются перед перекрестком. Они не запрещают движение прямо или разворот. Попорот же следует выполнять в направлении той стрелки на знаке, которая не имеет отношения к автобусу. Если Вы – не водитель общественного ТС, легкового такси или велосипеда, то этот знак для Вас равносилен знаку «Выезд на дорогу с односторонним движением».

5.13.3., 5.13.4. Выезд на дорогу с полосой для велосипедистов.

Знаки разрешают велосипедистам и водителям мопедов двигаться во всех четырех направлениях. Остальные ТС могут двигаться только прямо, обратно и в направлении, указанном на знаке общей стрелкой.

5.14.2. Полоса для велосипедистов.
5.14.3. Конец полосы для велосипедистов.

Такая полоса предназначена для движения исключительно для движения велосипедов и мопедов в направлении попутном общему потоку ТС.

5.15.1. Направления движения по полосам.
5.15.2. Направления движения по полосе.

Эти знаки устанавливаются только на многополосной дороге вблизи перекрестков. Они располагаются над проезжей частью и помогают водителю заранее сориентироваться и выбрать нужную полосу для дальнейшего движения (прямо, направо или налево). Стрелка влево разрешает разворот при условии, что она указывает на крайнюю левую полосу. С остальных полос даже при наличии левых стрелок разворачиваться запрещено. Маршрутные ТС могут отступить от требований знаков 5.15.1. и 5.15.2. в целях обеспечения безопасности движения.

5.15.3. Начало полосы.

5.15.4. Начало полосы.

Дополнительная полоса справа обычно образуется за счет расширения дороги, слева – за счет перераспределения движения по средней полосе между попутным и встречным направлениями.

5.15.5., 5.15.6. Конец полосы.

5.15.7. Направление движения по полосам.

Этот знак устанавливается не перед перекрестком, а на перегоне, на участке дороги вне перекрестка. Стрелки служат для распределения полос проезжей части между встречным и попутным потоками ТС в условиях, когда дорожная разметка плохо видна под слоем грязи или снега.

5.15.8. Число полос.

Знак предназначен для упорядочения движения на многополосной дороге. При интенсивном движении ТС, едущие с малой скоростью, должны занимать правые полосы проезжей части, а ТС, двигающиеся в более высокой скоростью, должны находиться в левых полосах. В том случае, если на стрелках знаков «Начало полосы», «Направление движения по полосам» и «Число полос» присутствует уменьшенное изображение запрещающего или предписывающего знака, водителю, едущему по этой полосе, следует исполнять его требования.

5.16. Место остановки автобуса и (или) троллейбуса.
5.17. Место остановки трамвая.
5.18. Место стоянки легковых такси.

В местах, обозначенных знаками, действуют определенные ограничения, вызванные повышенной вероятностью выхода людей на проезжую часть, а также угрозой столкновения, создаваемой отъезжающими от остановок общественными ТС. Именно поэтому все остальные водители должны соблюдать необходимые меры предосторожности. Соответственно, знаки 5.16.-5.18. нужны не только тем, кто пользуется общественным транспортом.

5.19.1., 5.19.2. Пешеходный переход.

Знаки указывают границы нерегулируемого пешеходного перехода и устанавливаются на противоположных сторонах дороги со смещением. Дорожная разметка «зебра» наносится между ними. Если «зебры» нет, водители должны руководствоваться знаками.

5.20. Искусственная неровность.

Знак сообщает водителю о месте, где находится «лежачий полицейский».

5.21. Жилая зона.
5.22. Конец жилой зоны.

Жилая зона – это, по сути, любая дворовая или внутриквартальная территория. В любых дворах, даже не отмеченных знаками 5.21. и 5.22., водитель должен соблюдать соответствующие правила движения.

5.23.1., 5.23.2. Начало населенного пункта.
5.24.1., 5.24.2. Конец населенного пункта.

5.25. Начало населенного пункта.
5.26. Конец населенного пункта.

Знаки, обозначающие населенные пункты, вводят или отменяют определенные требования для населенных пунктов или загородных дорог. Сразу после проезда знаков 5.23.1. и 5.23.2. вступают в силу правила ПДД, касающиеся населенных пунктов, в том числе ограничение скорости, запрет на подачу звуковых сигналов. Эти требования отменяют знаки 5.24.1. и 5.24.2. Знак 5.25. только информирует о названии населенного пункта, который обычно расположен в стороне от дороги, и оставляет в силе требования ПДД для загородных дорог. Водителю при этом не следует терять бдительности и самостоятельно оценить необходимость принятия нужных мер для безопасного проезда такого участка дороги. Места установки знаков «Начало населенного пункта» и «Конец населенного пункта» могут не совпадать с географическими границами города или поселка.

5.27. Зона с ограничением стоянки.
5.28. Конец зоны с ограничением стоянки.

5.29. Зона регулируемой стоянки.
5.30. Конец зоны регулируемой стоянки.

5.31. Зона с ограничением максимальной скорости.
5.32. Конец зоны с ограничением максимальной скорости.

5.33. Пешеходная зона.
5.34. Конец пешеходной зоны.

Перечисленные знаки действуют на определенном участке дороги до ближайшего перекрестка. Для продления введенного ограничения устанавливаются повторные знаки. В случаях, когда тот или иной порядок движения необходимо распространить на территорию, включающую в себя соседние улицы, прилегающие дворы и внутриквартальные проезды, все ее въезды обозначают знаками, указывающими на начало зоны ограничения, а выезды – знаками, указывающими на конец такой зоны. В такой ситуации требования знака действуют в любой точке обозначенной зоны, и их не может отменить ни перекресток, ни конец населенного пункта, ни другой ориентир.

Информационные знаки

Такие знаки, как правило, не диктуют водителю особых требований, а только помогают ориентироваться на дороге. Однако, некоторые из них имеют определенные особенности, которыми нельзя пренебрегать.

6.1. Общие ограничения максимальной скорости.

Знак устанавливают на таможенных контрольно-пропускных пунктах при въезде в Россию с целью информирования въезжающих иностранных граждан о действующем в стране скоростном режиме.

6.2. Рекомендуемая скорость.

Знак отличается от запрещающего аналога 3.24. и предписывающего 4.6. – он не дает строгих указаний. Водитель может ехать как с большей, так и с меньшей скоростью, руководствуясь при этом дорожной обстановкой, погодными условиями, техническим состоянием ТС. Однако выбранная скорость должна обеспечивать безопасность дорожного движения. Зона действия знака распространяется до ближайшего перекрестка или до конца опасного участка в случае установки вместе с предупреждающим знаком.

6.3.1. Место для разворота.
6.3.2. Зона для разворота.

Знаки указывают место на дороге, где при необходимости можно совершить разворот. В месте для разворота помещается только один автомобиль, в зоне их может быть несколько. В последнем случае маневр следует выполнять аккуратно во избежание столкновения с другими ТС.

В местах, обозначенных знаками 6.3.1. и 6.3.2. поворот налево всегда запрещен. Причина проста. Знаки устанавливаются на многополосных дорогах вне перекрестков. При выполнении разворота водитель оказывается на крайне левой полосе и не мешает тем, кто едет по другим полосам. При повороте налево ему приходится пересекать все полосы, создавая опасность бокового столкновения.

6.4. Парковка (парковочное место).

Знак может быть дополнен табличкой, регламентирующей способ или особенности парковки. Поставить автомобиль на стоянку можно в любом месте, не запрещенном Правилами, даже если там отсутствует знак 6.4.

6.5. Полоса аварийной остановки.

Знак устанавливается на крутых спусках перед съездом в специальную «ловушку», которая представляет собой поднимающееся в гору ответвление от основной дороги. При отказе тормозов водитель может направить автомобиль в «ловушку», в которой скорость будет снижена за счет подъема. Таким образом, можно избежать аварийных ситуаций. Знак «Полоса аварийной остановки» устанавливается в начале спуска с табличкой «Расстояние до объекта»

6.6. Подземный пешеходный переход.
6.7. Надземный пешеходный переход.

Несмотря на наличие пешеходного перехода водителю все равно необходимо быть предельно внимательным и осторожным. Даже при нарушении Правил ПДД пешеходом с водителя не снимается ответственность за ДТП, если у него была возможность его предотвратить.

6.8.1.- 6.8.3. Тупик.

Такие знаки устанавливаются на перекрестке при условии отсутствия сквозного проезда по одному из направлений движения. При этом водитель может двигаться в направлении тупика.

6.9.1. Предварительный указатель направлений.

6.9.2. Предварительный указатель направления.

6.10.1. Указатель направлений.

6.10.2. Указатель направления.

6.11. Наименование объекта.

6.12. Указатель расстояний.

Все эти знаки выполнены в крупном размере и призваны сообщать водителю необходимые в пути сведения. Знаки с зеленым фоном относятся к автомагистралям, с синим – к другим загородным дорогам, с белым – к населенным пунктам.

6.9.3. Схема движения.

Знаки показывают как правильно выехать в нужном направлении в ситуации, когда на транспортной развязке или перекрестке со сложной схемой движения запрещены повороты.

6.13. Километровый знак.

Километровые знаки имеют синий фон при установке на загородных дорогах, зеленый – на автомагистралях. Они являются лучшим ориентиром на загородных дорогах для сотрудников оперативных и других служб в случае возникновения нештатной ситуации, чрезвычайного происшествия или ДТП.

6.14.1. Номер маршрута.

6.14.2. Номер маршрута.

У любой дороги, нанесенной на карту, есть свой номер. Он начинается с буквы и заканчивается числом. Знак 6.14.2. устанавливается перед развязкой или поворотом. Он указывает направление, в котором следует ехать, чтобы попасть на дорогу с указанным номером. Знак 6.14.1. без стрелки сообщает о том, что Вы находитесь на этой дороге.

6.15.1.-6.15.3. Направление движения для грузовых автомобилей.

Знаки рекомендуют водителям грузовиков с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн удобный маршрут объезда.

6.16. Стоп-линия.

Перед стоп-линией необходимо остановиться при наличии запрещающего сигнала светофора (или регулировщика) или знака «Движение без остановки запрещено». Стоп-линия обозначается или дорожной разметкой или непосредственно знаком. Последний используется только со светофорами и устанавливается на одной опоре с ним. Разметка и знак могут использоваться одновременно. Проезд при запрещающем сигнале светофора за стоп-линию – это нарушение ПДД, карающееся штрафом в размере 800 рублей (ст. 12.12.2 КоАП РФ).

6.17. Схема объезда.

6.18.1.-6.18.3. Направление объезда.

Знаки с черным изображением на желтом фоне – временные. Они устанавливаются перед перекрытым в связи с дорожными работами или проведением каких-либо мероприятий участком дороги.

6.19.1., 6.19.2. Предварительный указатель перестроения на другую проезжую часть.

Такие знаки используются только на дорогах с разделительной полосой. Последняя изображается на знаке при помощи толстой черной линии. При возникновении необходимости перекрытия одной из проезжих частей движение осуществляется по оставшейся проезжей части в обе стороны. Перестроение на нее и возврат обратно производится в разрывах разделительной полосы. Перед ними и устанавливаются знаки.

6.20.1., 6.20.2. Аварийный выход.

6.21.1., 6.21.2. Направление движения к аварийному выходу.

Знаки устанавливаются в тоннелях на случай эвакуации.